Источник: Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы: Учебник для вузов. - М.: Недра, 1988. - 5 с.
Краткий обзор истории развития отечественной техники
бурения.
Для восстановления и развития нефтяной промышленности в послереволюционный
период было приобретено несколько зарубежных станков, состоящих из
двухскоростной лебедки, ротора, насоса, вертлюга, талевого механизма и
электрического привода с редуктором. Эти станки явились прототипом первых
отечественных буровых установок, производство которых было организованно в
1921-1923 гг. на заводах в Сормове и Коломне, а затем на Бакинском заводе им.
лейт. Шмидта. В состав этих установок, рассчитанных для бурения скважин
глубиной до 1200 м, входили:двухскоростная лебедка на деревянной станине,
снабженная валами на подшипниках скольжения, цепными колесами с необработанными
зубьями для роликовых цепей; ротор, приводимый от лебедки открытой цепной
передачей; талевый механизм с чугунными шкивами; буровой насос -
прямодействующий либо вращательный, двухпоршневой; вышка высотой 28-37 м и
основание, изготовленное из дерева.
Начало 30-х годов характеризуется качественно новым развитием отечественной
буровой техники. В эти годы на заводе им. лейт. Шмидта было освоено
производство четырехскоростных буровых лебедок Л1-4М. Были разработаны вертлюги
и роторы новых конструкций. Ротор закрытого типа с прямозубой конической
передачей имел в основной опоре стола роликовый конический подшипник, а во
вспомогательной опоре - шариковый. В вертлюге шарикоподшипни опоры ствола были
заменены роликовыми коническими в основной опоре и роликовыми цилиндрическими в
радикальной.
Завод "Бакинский рабочий" начал выпускать кронблоки и талевые
блоки грузоподъемностью 130 т со стальными шкивами на подшипниках качения. На
заводе им. лейт. Шмидта и "Красный молот" начали изготовлять буровые
насосы с эксцентриковыми либо кривошипным коренным валом.
К середине 30-х годов была создана установка для бурения скважин глубиной до
3000 м. В этот же период появились металлические буровые вышки Г.Н. Бержеца. В
1937 году Б.А. Рагинский предложил оригинальную конструкцию металлической
вышки, ноги и пояса которой изготовляли из отработанных бурильных труб, а
диагонали с винтовыми стяжками - из стального проката круглого сечения. Вышки
монтировались с помощью шагающих стрел конструкции А.А. Асан-Нури либо
подъемника Я.М. Кершенбаума.
Возросшие к тому времени объемы бурения скважин глубиной до 1200 м
обусловили острую нехватку легких буровых установок. Для бурения скважин
глубиной до 500 м в 1938 г. была создана установка РА-400, которая
монтироваласьна двух гусеничных тележках.
Азинмашем была разработана буровая установка ПТ1-800 грузоподъемностью 35 т
для бурения скважин глубиной до 800 м, изготовление которой было освоено на
заводах им. Ленина и им. Монтина в Баку.
В 1939 г. в Нефтемашпроекте (Москва) была разработана буровая установка
ПРА-800 с групповым приводом. В это время Азинмашем была разработана установка
ПРА-1200, в групповом двигателе которой использовались два карбюратора КИН мощностью
по 96 кВт, спаренные клиноременной передачей.
Следующий этап развития техники бурения наступил в послевоенный период. В
1945 г. изготовление буровых установок было поручено Уралмашу - одному из
крупнейших и хорошо оснащенных заводов тяжелого машиностороения. Первоначально
Уралмаш принял к производству лебедки Л1-4М, насосы НГ-8х16 и другие агрегаты.
В 1946-1949 гг. был разработан и изготовлен опытный образец буровой
установки Уралмаш-1 с цепной лебедкой. Вскоре были созданы установки Уралмаш-2,
Уралмаш 3Д и Уралмаш 4Э. Из наиболее важных разработок того периода,
используемых и в настоящее время, следует выделить групповой привод на базе
дизелей типа В2, радиальные шинно-пневматические муфты, систему пневматического
управления тормозом лебедки.
На основе отработанных машин в 50-х годах Уралмаш перешел к серийному
изготовлению буровых установок с дизельным приводом на базе комплекта бурового
оборудования Уралмаш 5Д и Уралмаш 3Д и с электрическим приводом на базе
бурового оборудования Уралмаш 6Э и Уралмаш 4Э.
Важный итог этой большой работы - сложившийся и выросший коллектив
квалифицированных конструкторов и исследователей, накопивший большой опыт и
знания, способный создавать буровые машины и обрудование на уровне мировых
достижений.
Следует также отметить новое направление в проектировании буровых установок,
начало которому было положено созданием установки БУ-40, разработанной О
черским заводом совместно с Гипронефтемаш.
С 1959 г. завод "Баррикады начал" поставку комплектных буровых
установок БУ75Бр с электрическим и дизельным приводами, а Уралмаш примерно в
этот период - буровых установок в комплекте с А-образными вышками, основаниями,
оборудованиемдля механизации и частичной автоматизации спуско-подъемных
операций. В 70-х годах начато производство буровых установок универсальной
монтажеспособности (БУ2500ДГУ, БУ4000ДГУ, БУ4000ЭУ и др.)
Азинмашем в 1951-1962 гг. была разоаботана металлическая вышка В1-300-53
грузоподъемностью 300 т и высотой 53 м.
В 1951 г. б. Гипронефтемашем был разработан крупноблочный способ перевозки
буровых установок при помощи "хребтовых" лафетов, представляющих
собой две гусенечные тележки с пневмогидравлическими дамкратами. Вторая
половина 50-х годов характеризовалась началом работ по созданию регулируемого
привода буровых установок. Важными направлениями совершенствования буровых
установок явились разработка и внедрение средств механизации и автоматизации
тяжелых и трудоемких процессов.
В результате систематизации теоретических основ проектирования буровых
установок и обобщения требований бурения в 60-х годах была разработана нормаль
Н900-66, регламентирующая тип и основные параметры буровых установок.
Крупным достижением отечественной науки и техники явилось создание буровой
установки Уралмаш 15000, посредством которой достигнута рекордная глубина
бурения разведочной скважины на Кольском полуострове.
В развитии нефтегазодобывающей промышленности Советского Союза большое
значение имело турбинное бурение. Первые конструкции турбобуров были
разработаны в 1923-1925 гг. и применялись на нефтяных промыслах Азербаджана и
грозного. В 1934 г. была созданна качественно новая конструкция турбобура без
редуцирующих устройств и сбольшим числом ступеней турбобура. К концу 50-х годов
опытное бурение советскими турбобурами было осуществлено на месторождениях во
Франции, ФРГ, США, Италии, а несколько позже в Мексике.